Skip to content

Центральный день года: время работать

Июль 2, 2015

Пора, пора! Рога трубят ~ И выезжает на дорогу

Экспозицию поэмы составляют два сегмента с описанием отъезда мужа героини на охоту. Псовая охота как топос представлена в русской словесности в двух основных модусах: как вспомогательная колоритная тема описательной поэзии и как мотив нравственно-сатирической литературы, изображающей нравы непросвещенных помещиков.
К первой линии, восходящей к склонениям Горация на русские нравы, ср. уже в «Строфах похвальных поселянскому житию» Тредиаковского (1752):

В поле ездит он или с собаки,
Боязливых зайцев в сеть ловя;
То с волками смотрит псовы драки,
То медведя оными травя.

Из опытов новой школы, близких по времени к ГН, ср. приведенную В.М. Сретенским (с. 37)  цитату из «Первого снега» Вяземского (1819):

Там ловчих полк готов; их взор нетерпеливый
Допрашивает след добычи торопливой,—
На бегство робкого нескромный снег донес;
С неволи спущенный за жертвой хищный пес
Вверяется стремглав предательскому следу,
И довершает нож кровавую победу.

В связи со второй линией ср., например, в «Похвальной речи в память моему дедушке…» Крылова (1792):
Едва появился он здесь, как объявил открытую войну зайцам и набрал многочисленную армию псов; наблюдая пользу поселян, хотел он истребить весь заячий род и сдержал свое слово. Правда, многие из строптивых его крестьян кричали, что они бы лучше хотели кормить зайцев, нежели бесчисленное множество псов и тунеядливую шайку охотников; что им милее было в хлебе своем встретить зайца, нежели полсотни лошадей и вдвое более того собак; но герой наш, умея кстати и к месту пересечь сих рассказчиков, укротил их роптания и продолжал непримиримую ненависть к зайцам, как Аннибал к римлянам. А чтобы вернее их выжить, то вырубил и продал свои леса, а крестьян привел в такое состояние, что им нечем было засевать поля.

С точки зрения композиционной зачин замечателен как манифестация принципа сюжетной неопределенности: читатель не знает, устремится ли повествование в отъезжее поле за неназванным «мужем» или сосредоточится на событиях, происходящих в оставленном героем доме. Движение от первого сегмента текста ко второму (с его переходом от темы «деревенской скуки» к окрашенным в иронические тона мотивам «радостей охоты») как будто бы предсказывает первый вариант развития действия.

Отметим, что здесь сразу задается основной темпоральный модус поэмы — praesens historicum, предполагающий риторическую позицию повествователя, наблюдающего за развертывающимися перед ним (и читателем) событиями. Заметим, что в отношении доминировании этой временной формы повествования ГН выделяется даже среди поэм середины 1820-х гг. с их ориентацией на байроновскую вершинную композицию, предполагающую драматизацию действия и переключение в модус «настоящего исторического» (см.: Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978).
При этом повествование начинается in medias res, так что жанровая и сюжетная неопределенность дополняются неопределенностью безымянных персонажей. В этом отношении замечательна реакция современника, зафиксировавшая связанное с этой особенностью зачина недоумение:
«Как хорош „Граф Нулин»! Только жаль, что по вступлению я думал, что жена — старуха, и после только увидел, что она молода и хороша собой. Молодые женщины нашего времени и в деревне не встают с постели, когда мужья их идут на охоту, с восходом солнца» (Литературное наследство. М., 1956. Т. 60: Декабристы-литераторы. Кн. 1. С. 43).
О псовой охоте как примете усадебной жизни дворянства см.: Сретенский, 34 – 54.

Реклама
No comments yet

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: