Skip to content

Чуть помедленнее

Октябрь 3, 2014

В последний раз с А.П. Чудаковым я виделся в 2005 году в новосибирском Академгородке, я вылезал из автобуса, подошел проститься, пожал огромную руку.

А за несколько дней до того мы сидели в небольшой компании на открытом воздухе. На столе лежал привезенный прогрессивным бас-гитаристом и художником жизни Грантом Бородиным арбуз, разделенный на ломти. Вокруг простиралась база активного отдыха Балуш.

— Между прочим, — сказал наш коллега профессор Б., — я никогда в жизни не пробовал наркотиков.

— Я тоже, — поддержал беседу я.

Все остальные коллеги (человек семь в возрасте от восьмидесяти до двадцати с небольшим лет) не разделили наших исповедальных порывов. Кто углубился в арбуз, кто отвел глаза в сторону зеленого моря тайги… Помолчали.

— А я, — внезапно сообщил Александр Павлович, — пробовал. Сейчас расскажу. Это еще при советской власти было, и вот выпустили меня в Голландию. И там в Амстердаме ко мне подошел такой молодой человек, кажется, тоже филолог. Во всяком случае, он очень Чехова любил, прочел мои работы и хотел познакомиться. Мы с ним пошли в какое-то их заведение, вроде клуба, темно там, музыка гремит, и он мне говорит: знаете, мне так нравятся ваши работы, я хочу вас угостить. И ловко так, быстро-быстро, скрутил мне такую небольшую сигаретку попробовать. Я выкурил и знаете — ну совершенно ничего не почувствовал. Просто — ничего. Он говорит тогда: с первого раза бывает, что не действует. Я вам еще одну скручу, должно сработать. Только сразу не пробуйте, через какое-то время. Ну ладно. Положил я эту сигаретку в нагрудный карман и там оставил на потом. Прилетаю в Москву, а в Шереметьеве на таможне, представляете, прямо передо мной какого-то молодого негра останавливают и начинают его потрошить. Просто на части разбирают беднягу, все карманы заставляют выворачивать, вещи прощупывают. Ну, думаю, батюшки, сейчас найдут мою сигаретку, что будет? Хорошо, тут урна была, так я незаметно из очереди вышел и туда сигаретку выкинул. Потом очень жалел, интересно же, как оно действует? И не досматривали меня вообще.

В этой истории много чудаковского: нерушимые нормальность, здоровье и сила, которые никакая голландская трава не пробивает, совершенно чеховское любопытство и, конечно, лирическая искренность с почти незаметной пленкой самоиронии, главный мотор живой и чудесной чудаковской прозы. (В моем пересказе многое потерялось, конечно, А.П. не только рассказывал, но и показывал.)

Плохо без Александра Палыча.

 Published by WebStory
No comments yet

Добавить комментарий

